Предлагаем неопубликованные фрагменты беседы с бессменным руководителем оркестра народных инструментов ДК “Современник”. Не стало Светланы Васильевны Исаевой... То, что это была личность, становилось ясно с первых минут общения: дирижёр, бессменный руководитель оркестра народных инструментов ДК «Современник», профессионал, энтузиаст своего дела. Человек требовательный – прежде всего, к себе, мудрый, ироничный...Почётный гражданин города, заслуженный работник культуры... Она ушла на 75-м году жизни после тяжёлой болезни.
Об оркестре, его судьбе
- Я на этой ниве с 61-го года. Когда приехала в Заречный, здесь уже был коллектив. Как музыканты они были мэтры. Старше меня вдвое! Изголялись как могли.Поначалу было трудно. Я – им: «Открываем «Музыкальный момент»! Они: «Шульберта?».
Характер проявлять пришлось сразу. И обижалась, и плакала. А потом как-то постепенно всё стало складываться. Пришли мои ученики. С ними занималась кропотливо. Состав оркестра расширялся... Приход солистов позволял делать какие-то программы, расширять репертуар. И стали называться оркестром...
Для меня самое страшное – унизить человека. Тем более в коллективе. Беру только своей мягкостью, женским. Не всегда получается! Пробую ещё и ещё!..
Мне странно слышать о кастингах. Я рада всем, кто приходит в оркестр. Беру всех! Когда приходят музыканты – это подарок...
Я не могу работать до 100 лет. Самая большая моя мечта – чтобы дело продолжилось, оказалось в надёжных руках. Кого в руководители? Только не варяга!..
Все достижения мои я связываю с коллективом. Губернаторский знак «Во славу земли Пензенской» – это заслуги оркестра, безусловно.
Трудность в чём? Если нас 35 человек, нужны 35 стульев и столько же пюпитров. Чтобы музыкантов разместить на сцене, нужны определённые усилия. Проще включить фонограмму! Поэтому живое исполнение уходит совсем из концетных программ. Сейчас большие коллективы преданы забвению. Это - тенденция.
О музыкантах
Они любят это дело. Иначе зачем бы они приходили? И я? Зачем бы я работала до этих лет?Я люблю каждого из них. Не могу подумать о ком-то плохо. У меня сразу всё сыплется в жизни!
Дирижёрское
- Дирижёрское – я в этом купаюсь! Если я плохо себя чувствую, мне нельзя идти на репетицию. Они так и играют – неважно! И это необъяснимо!..
На концерте я должна видеть каждого. Вижу: один у меня начинает засыпать в силу возраста. Другой спешит. И ничего им не скажешь во время концерта! На сцене проявляются невидимые связи!
О народной музыке
- По телевизору, радио когда вы в последний раз слышали народную музыку? Сейчас слушателям и зрителям часто предлагают китч, хабальство на сцене.
Народники – это сердечная боль! Среди детей знают названия народных инструментов только те, у кого родители – музыканты. Осиротели преподаватели-народники в музыкальных школах и училищах. Не остаётся учеников, мало преподавателей, нет энтузиастов. Уходит, исчезает что-то важное.
«Сцена для меня свята»
- У меня самой на сцене всё стабильно. Один цвет волос, если лак, то белый. Стиль, костюмы – всё сама. Чёрная юбка, жакет – мой лапсердак. Чёрный цвет для дирижёра принципиален – ничто не должно отвлекать внимание музыкантов. Как-то вышла в туфлях с открытыми пятками – на следующий же день позвонили.
В день концерта всё валится из рук. У меня свой тренинг – подготовить себя к концерту. Сцена для меня свята. Самое главное – сцена. Ради неё всё. Все сомнения отступают, когда слышишь: «Браво!».
Раны зализываю после концертов, репетиций. Неделю нужно, чтобы я восстановилась. Начинается прокручивание: то не так сыграли, это... Самоедство! Публика разная у нас. Если наши поклонники – зал лёгкий с первого выступления. Иногда хлопают без азарта – почему – непонятно. Хорошо выступим – пусть народ помнит.