Предлагаем неопубликованные фрагменты беседы с бессменным руководителем оркестра народных инструментов ДК “Современник”. Не стало Светланы Васильевны Исаевой... То, что это была личность, становилось ясно с первых минут общения: дирижёр, бессменный руководитель оркестра народных инструментов ДК «Современник», профессионал, энтузиаст своего дела. Человек требовательный – прежде всего, к себе, мудрый, ироничный...Почётный гражданин города, заслуженный работник культуры... Она ушла на 75-м году жизни после тяжёлой болезни.

Мечталось написать о Светлане Васильевна большой очерк. Не случилось. Тем дороже сейчас всё сказанное ею о своей профессии, об оркестре, об отношении к народной музыке... Вот неопубликованные фрагменты из беседы с ней...

Об оркестре, его судьбе

- Я на этой ниве с 61-го года. Когда приехала в Заречный, здесь уже был коллектив. Как музыканты они были мэтры. Старше меня вдвое! Изголялись как могли.Поначалу было трудно. Я – им: «Открываем «Музыкальный момент»! Они: «Шульберта?».

Характер проявлять пришлось сразу. И обижалась, и плакала. А потом как-то постепенно всё стало складываться. Пришли мои ученики. С ними занималась кропотливо. Состав оркестра расширялся... Приход солистов позволял делать какие-то программы, расширять репертуар. И стали называться оркестром...

Для меня самое страшное – унизить человека. Тем более в коллективе. Беру только своей мягкостью, женским. Не всегда получается! Пробую ещё и ещё!..

Мне странно слышать о кастингах. Я рада всем, кто приходит в оркестр. Беру всех! Когда приходят музыканты – это подарок...

Я не могу работать до 100 лет. Самая большая моя мечта – чтобы дело продолжилось, оказалось в надёжных руках. Кого в руководители? Только не варяга!..


Все достижения мои я связываю с коллективом. Губернаторский знак «Во славу земли Пензенской» – это заслуги оркестра, безусловно.

Трудность в чём? Если нас 35 человек, нужны 35 стульев и столько же пюпитров. Чтобы музыкантов разместить на сцене, нужны определённые усилия. Проще включить фонограмму! Поэтому живое исполнение уходит совсем из концетных программ. Сейчас большие коллективы преданы забвению. Это - тенденция.


О музыкантах

- Я благодарна своим музыкантам, преклоняюсь перед ними.Я представляю, как трудно прийти в оркестр после работы. Каждый раз думаешь: «Какие для них найти слова?» – «Надо, ребята! Надо!».

Они любят это дело. Иначе зачем бы они приходили? И я? Зачем бы я работала до этих лет?Я люблю каждого из них. Не могу подумать о ком-то плохо. У меня сразу всё сыплется в жизни!


Дирижёрское

- Дирижёрское – я в этом купаюсь! Если я плохо себя чувствую, мне нельзя идти на репетицию. Они так и играют – неважно! И это необъяснимо!..

На концерте я должна видеть каждого. Вижу: один у меня начинает засыпать в силу возраста. Другой спешит. И ничего им не скажешь во время концерта! На сцене проявляются невидимые связи!


О народной музыке

- По телевизору, радио когда вы в последний раз слышали народную музыку? Сейчас слушателям и зрителям часто предлагают китч, хабальство на сцене.

Главный показатель для меня был – это государственные оркестры. Любимые мои коллективы – оркестр имени Некрасова, имени Осипова.Сейчас я их не слышу. Не с чем сравнивать! Ничего нет, чтобы напитаться!..

Народники – это сердечная боль! Среди детей знают названия народных инструментов только те, у кого родители – музыканты. Осиротели преподаватели-народники в музыкальных школах и училищах. Не остаётся учеников, мало преподавателей, нет энтузиастов. Уходит, исчезает что-то важное.


«Сцена для меня свята»

- У меня самой на сцене всё стабильно. Один цвет волос, если лак, то белый. Стиль, костюмы – всё сама. Чёрная юбка, жакет – мой лапсердак. Чёрный цвет для дирижёра принципиален – ничто не должно отвлекать внимание музыкантов. Как-то вышла в туфлях с открытыми пятками – на следующий же день позвонили.

В день концерта всё валится из рук. У меня свой тренинг – подготовить себя к концерту. Сцена для меня свята. Самое главное – сцена. Ради неё всё. Все сомнения отступают, когда слышишь: «Браво!».

Раны зализываю после концертов, репетиций. Неделю нужно, чтобы я восстановилась. Начинается прокручивание: то не так сыграли, это... Самоедство! Публика разная у нас. Если наши поклонники – зал лёгкий с первого выступления. Иногда хлопают без азарта – почему – непонятно. Хорошо выступим – пусть народ помнит.
Защита от автоматических сообщений