Фото на стекле и металле. Житель Заречного делает фотографии используя технику мокро-коллоидного процесса.
«Что!? Фото на стекле? Ты прикалываешься?», - это первая реакция современной молодежи на попытку рассказать про амбротипию. Им трудно представить, что привычная фотография, которая сейчас практически полностью перекочевала в цифровой формат и распечатывается на бумаге только в виде «фото на документы», когда-то делалась на стекле и металлических пластинах.

Шок-контент для поколения Инстаграм

2.jpg
Если опустить все технологические и научные обоснования, то дагеротипия, амбротипия и тинтайп – это ранние фотографические процессы. Началась фотография в 1839 году с дагеротипии - достаточно сложного и дорогостоящего процесса получения изображения на серебряной пластине. 

- Процесс проявки дагеротипов происходил в парах ртути. В то время ртуть не считалась опасным элементом и ей даже лечились. Дагеротипы снимаю и сейчас, мощные вытяжки и современные средства защиты помогают заниматься этим относительно безопасно. Правда, количество тех, кто поддерживает эту технологию мало, меньше десяти и живут они не в России, - рассказывает фотограф Сергей Краснов.

Примерно в 1850-х годах фото стали делать на стекле, которое поливалось специальной эмульсией, а серебро применялось для "активации" этой эмульсии. Кстати, из-за того, что серебро чернело на свету и оставляло на пальцах несмываемые пятна, фотографов называли чернопалечниками. 

- Стоит отметить, что фотография по тем временам была очень дорогим удовольствием. Именно дороговизна и «инновационная эволюция» того времени впоследствии стали причинами вытеснения дагеротипии во второй половине XIX века более дешёвыми и удобными процессами. Так появились схожие между собой, но по-своему уникальные, амбротипия, а несколько лет спустя тинтайп. В первом случае фото делали на стекле, во втором – изображение получали уже на металлической пластине, чаще всего на аллюминевой, - добовляет Сергей. 
3.jpg
Главным достоинством этих старинных процессов является долговечность фотографии. Первые фото, полученные таким способом, сохранились до сих пор.

Моргаешь за свой счет

5.jpg
Чтобы фотография получилась, людям приходилось сидеть неподвижно достаточно длительное время. Поэтому часто выглядят не резко и размыто. Это означает, что человек либо моргал, либо двигался.

- У фотографов есть такая поговорка: клиент моргает за свой счет. Нельзя сказать, что от одного моргания или движения изображение будет испорчено, но результат, несомненно, изменится. Раньше, чтобы клиент не двигался, ему фиксировали голову специальным приспособлением - "копфгалтером". Из-за этого сейчас в интернете можно встретить горе-экспертов, утверждающих, что таким образом снимали мертвецов, - рассказывает фотограф.  
6.jpg
Сегодня, даже при съемке на старинные камеры, можно сократить выдержки используя мощные лампы, и позировать на современный амбротип нужно всего несколько секунд. А в эпоху зарождения портретной фотографии, чтобы хоть как-то ускорить процесс экспонирования, приходилось «тянуться к свету». Больше света – меньше выдержка. Поэтому студии строились на верхних этажах зданий и как правило имели стеклянные потолки.

- Но для современного человека такие выдержки все равно значительные. Поэтому перед съемкой я объясняю клиенту процесс и делаю своего рода имитацию, в процессе которой наблюдаю за реакцией. После чего объясняю, что нужно не напрягаться, а напротив расслабиться. Потому что, при напряжении у неподготовленного человека начинается непроизвольный тремор. Кстати, два интересных факта: выражение «Внимание, снимаю» - чисто русское выражение. Выдержки на старых камерах регулировались крышкой объектива, и эта фраза была командой к началу съемки. А «живыми» получившиеся старинным методом фотографии называют потому, что за одну секунд на лице человека происходит более 300 мимических сокращений, а кадр экспонируется порой до 30 секунд. И все эти микродвижения отражаются на фотографии. В цифровых камерах выдержка длится долю секунды. Что живого можно поймать в объектив за это время? Ничего, - объясняет специалист. 

Полароид XIX века

7.jpg
Весь процесс от начала съемки амбротипа до момента, когда готовую пластину можно взять в руки занимает примерно 10-15 минут. В этом заключается основанная сложность: заранее подготовить ничего нельзя, необходимо делать все сразу и на месте.

- Чтобы делать снимки на улице мне пришлось переоборудовать багажник автомобиль в "темную комнату". Съемка начинается с того, что берется пластина, стекло или металл, покрывается сначала эмульсией и через пару минут пластина "очувствляется" специальным составом, после чего сразу вставляется в фотоаппарат и начинается процесс съемки. Проявить пластину нужно успеть пока она мокрая (поэтому и процесс называется мокро-коллоидный). Все происходит на глазах у клиента. И тем интереснее. Проявка действительно похож на магию и завораживает. Получается своего рода шоу, - рассказывает Сергей.
8.jpg
Составы для проявки также делают вручную. Приходится смешивать несколько составляющих по рецептам прошлого века. Составы проявителя и закрепителя могут быть разными, поскольку зависят от условий, в которых происходит съемка.

- Бывает, что во время проявки по различным причинам появляются разводы. Но в итоге результат не похож на брак, а скорее на применение фильтра в фотошопе. А однажды у меня от перепада температур зимой лопнуло стекло. Пришлось переснимать, - поделился фотограф.
9.jpg
В планах у Сергея попробовать более сложные технологии и процессы печати, которые позволяют раскрасить изображение и сделать фотографии цветными, а также получить условно рельефные снимки на обычной плотной бумаге.
4.jpg
- Попробовать хотелось бы многое. Например, сделать тинтайп (фото на аллюминивой пластине) очень большого формата. Но, к сожалению, практически все, включая оборудование, приходится искать и покупать за рубежом. В России мало, что есть. И все это очень дорого. В целом, это направление в фотографии сейчас популярно и развивается, но пока недостаточно. Кто еще занимается этим в Пензенской области, я не знаю. Поэтому бороться за сохранение культурного наследия пока приходится в меньшинстве, - улыбается и вздыхает Сергей Краснов.
Защита от автоматических сообщений